Экономика страны находится под воздействием тенденций глобального финансово-экономического кризиса, сырьевой ориентации экспорта и технологического отставания. Наиболее перспективный выход из этой ситуации — активная инновационная деятельность на всех уровнях экономических систем.
На микроуровне коммерциализация инноваций осуществляется отдельными хозяйствующими субъектами на основе определенного подхода. Преимущество маркетингового подхода заключается в том, что он позволяет процесс коммерциализации инноваций сделать более управляемым и, что не менее важно, ориентированным на удовлетворение потребностей целевого рынка. Неразвитость маркетингового подхода к коммерциализации инноваций и его бессистемное использование в практике бизнеса (в том числе в промышленности) тормозит развитие экономики инновационного типа и коммерческое использование результатов инновационной деятельности. Отмеченные обстоятельства требуют уточнения теоретических и доработки методологических разработок коммерциализации инноваций на основе маркетингового подхода.
Анализ специализированной литературы по коммерциализации инноваций подтверждает недостаточное количество исследований по избранной проблеме. В специализированной литературе по маркетингу преобладает сбытовый подход к коммерциализации. (Ф. Котлер, П. Дойль, Ж. — Ж. Ламбен и др.)
Однако создать инновацию — это половина пути, вторая половина — достижение конечного результата, продвижение инновации на рынке, то есть то, что принято называть коммерциализацией. Факт наличия прав интеллектуальной собственности — недостаточное условие для получения владельцем коммерческих результатов. Как утверждают эксперты, не больше 1% запатентованных технических решений доходит до этапа введения в хозяйственное обращение.
Для промышленных предприятий является актуальным вопрос, связанный не столько с генерацией инновационных идей, сколько с использованием инновационного потенциала, который находится вне пределов коммерциализации.
Коммерциализация также является объективным и исторически обусловленным рыночным процессом, который объясняет формирование и развитие новых рынков и институтов. Учитывая принцип историзма, следует отметить, что категория «коммерциализация» прошла определенный путь трансформаций.
В своей книге «Теория экономической истории» (в 1969 г.) Дж. Хикс указывает на то, что переход к современной фазе торговой экономики осуществлялся благодаря коммерциализации сельского хозяйства, формированию рынка труда и промышленной революции. Другими словами, коммерциализация по Дж. Хиксу является процессом формирования капиталистических отношений, а одной из сфер коммерциализации есть сельское хозяйство.