История русской истории

[post-views]

Летописание в Московии началось в то же время, когда турки завоевали, Царьград. Занимались летописями приказные дьяки. Этот никем не опровергнутый факт говорит о том, что надёжных источников по истории древней России не существует. Только, в правление Петра I сформировался современный алфавит. Прежде использовали архаичное церковно-славянским письмо.

Изучением истории стали заниматься только в ХVIII столетии. Первым основательным трудом по истории России была составлена Н. М. Карамзиным.

Первой книгой на настоящем русском языке был перевод труда Фронспергера на тему военного дела, изданный по приказу царя Алексея в году 1647. Все источники и русской литературы опубликованные до этого времени, обнаруживают знаки влияния южных и западных славян. Такова Нестерова летопись. В начале XIX столетия, были известны:

-повествование Нестора летописца. Запись заканчивается годом 1098. Принадлежала собирателю рукописей XVII столетия Хлебникову, а откуда он взял её, неведомо;

-«Летописец», иначе «Архангельский список», описавший историю от года 862 до1598 издано в Москве 1781.

Самый интересный и самый древний из списков-Радзивилловская летопись. Написана в конце XVстолетия полууставом и содержит интересные иллюстрации. Рукопись написана в Беларуси, попала в библиотеку Кёнигсберга. Пётр I приказал снять с неё копию. Во время семилетней войны Кёнигсберг был взят российскими войсками и оригинал рукописи оказался в руках россиян. А в году 1767 был напечатан безо всяких изменений в издании Российской исторической библиотеки. Так возникли древние русские летописи.

Они обрываются на 1206 году. Возникла необходимость такие летописи продолжить. Так появились Лаврентьевский список и манускрипт духовной академии Москвы. Лаврентьевский список был открыт в XVIII столетии знаменитым коллекционером древностей Мусиным-Пушкиным и подарен императору Александру в начале столетия XIX. Он представляет собой почти дословную копию Радзивиловской летописи, продолженную до 1305 года. Заканчивается произведение припиской, сделанной в году 1377. Ответа на вопрос, почему автор сделал перерыв в работе на целых 72 года, нет.

Манускрипт духовной академии Москвы, тоже копирует Радзивилловскую летопись до 1206 года и продолжает её до года 1419.

Получается,что есть три рукописи, которые, в начале идентичны, а дальнейшие части оригинальны. Одна рукопись найдена в Кёнигсберге, вторая в Суздале, третья в Подмосковье. Возникает вопрос: как получилось, что в столь отдалённых друг от друга местах. Начала рукописей повторяются, а концы отличаются?

Как их нашли Мусин-Пушкин и другие фанаты старинных рукописей. Следовательно, существовал пропагандистский центр, изготавливающий подобные раритеты.

Радзивилловская летопись и снятые с неё копии, якобы, представляют собой записи в хронологическом порядке. Но, в летописи говорится, что в 862 году пошли на Царьград бояре Рюрика, и нашли на реке Днепр город Киев. А далее сообщается, что в году 1037 Ярослав заложил город Киев. Из дальнейших текстов выясняется, что автором летописи был вовсе не Нестор, а игумен одного из монастырей, Сильвестр. Написана рукопись в Киеве, когда княжил Василий Всеволодович, известный по учебникам под именем Владимира Мономаха. Подлинник рукописи не сохранился, а копия датирована годом 1377. А переписывавшие летописи писцы через сотни лет имели возможность вставлять немало текста от себя, не продолжая сказаний до своего времени.

Сохранить себе?
Сохраните себе

Сейчас читают

Рекомендации для Вас

Электронная Москва

Copyright © 2018-2024 , Электронная Москва