Понятно, что одним из определяющих, если не самым главным фактором при выборе поставщика металлопроката или металлоизделий, является отпускная цена. И это понятно: вся продукция выпускается в соответствии с ГОСТ, к тому же металлопрокат — не та товарная категория, которую можно сфальсифицировать. Именно поэтому потребителями столь тщательно изучаются прайс-листы металлоторгующих компаний и выбор поставщика, чаще всего, падает на те предприятия и организации, которые готовы предложить минимальную стоимость продукции.
Однако здесь не все так однозначно. Дело в том, что поставка металлопроката потребителю — многоуровневый процесс, состоящий из сложной логистической цепочки.
Начнем с того, что не всегда на складах у поставщика или на его площадках хранения имеется весь необходимый покупателю сортамент. Если речь идет о сложносоставном заказе, например арматура в необходимом количестве, швеллер балка и уголок, то какой-то товарной позиции может не быть в наличии (в прайс-листе обычно делаются пометки «под заказ» или «количество ограничено»). В этом случае покупатель вынужден либо ждать появления необходимого ему товара, либо оформлять заказ из того, что есть. Это уже, как минимум, неудобно, поскольку в процессе ожидания могут измениться отпускные цены (чаще всего в сторону увеличения) или закончиться другой необходимый ему металлопрокат. Если же оформлять неполный заказ, то возникает необходимость искать другого поставщика, у которого есть в наличии отсутствующие единицы сортамента (что связано с дополнительными организационными и финансовыми расходами на доставку из двух мест и выгрузку двух партий груза вместо одной).
Следующей проблемой, чаще всего, является несоблюдение сроков доставки. Увы, нередко возникает такая ситуация: счет оплачен, от поставщика получены обещания доставить груз в строго оговоренное время, но доставка постоянно откладывается. Этим грешат мелкие металлоторговые организации и фирмы, не имеющие собственного транспортного парка (а иногда и погрузо-разгрузочных средств). Покупатель теряет время и финансовые средства — иногда весьма внушительные: ему приходится держать «под парами» кран и персонал для выгрузки и складирования ожидаемого заказа, которого все нет и нет.
Однако это еще не все проблемы, которые могут возникнуть у покупателя металлопроката, прельстившегося на самые низкие цены. В отечественной металлоторговле нередки случаи, когда при формировании заказа поставщики идут на явный недогруз заказа по тоннажу или длине. Скажем, из заказанных 10,0 тонн водогазопроводных труб 9,6 т. Явная недобросовестность поставщика вскрывается, чаще всего, уже после аккуратного пересчета товара, когда покупатель поштучно приходует металлопрокат на своей базе, сняв со связок упаковочные ленты. В процессе выгрузки пачек краном подсчитать реально пришедший на склад товар могут лишь люди, имеющие колоссальный опыт в металлоторговле и проработавшие с металлом всю жизнь. А теперь представьте, что приходит не одна товарная позиция (ВГП, о которых мы говорили), а несколько (катанка, балка, квадрат, лист, полоса и т.д.)? Разумеется, в момент получения и оперативной разгрузки подсчитать реально отгруженный тоннаж и погонаж просто невозможно.
Добавим к уже перечисленным потенциальным проблемам такие, как возможное отсутствие товарно-транспортной (сопроводительной) документации, сертификатов и паспортов на металлоизделия, возможный брак, поврежденную в процессе погрузо-разгрузочных и такелажных работ продукцию, и станет ясно, что выбор поставщика, основанный только на минимальной цене, абсолютно неоправданный.
Что в таком случае можно посоветовать покупателям металлопроката? Да, на цену при выборе поставщика безусловно следует ориентироваться, но необходимо помнить, что цена в металлоторговле — не единственный фактор. Во всех случаях лучше избегать обращаться в мелкие металлоторгующие организации, не имеющие собственных складов и площадок хранения, а также специального транспорта для доставки металлоизделий. Оптимальный выбор — крупная компания, имеющая многолетний опыт в металлоторговле и смежных областях (строительство, изготовление металлоконструкций и т.д.). Такие компании имеют многолетнюю историю успешной металлоторговой деятельности, дилерские и партнерские соглашения с предприятиями-изготовителями металлопроката, собственные производственные мощности и склады, современную логистическую службу и внушительный транспортный парк. Разумеется, у крупных серьезных компаний как правило, всегда в наличии все товарные позиции — от арматуры до профнастила; более того, многие из них реализуют еще и сопутствующие строительные материалы (кирпич, цемент, блоки и т.д.).
Обратившись к крупному поставщику, покупатель гарантированно получит заказ в оговоренные сроки с обязательным соблюдением всех качественных и количественных параметров оплаченной продукции. А если цена на металлопрокат и будет чуть выше, чем у демпингующих конкурентов, то это будет в полной мере компенсировано надежностью поставок и отличным сервисом на всех стадиях — от первого звонка до получения металлопродукции.