Клапаны с несвязанными основным и разгрузочным затворами делятся на клапаны с подвижным и неподвижным седлом разгрузочного затвора. Клапаны с механически несвязанными затворами и подвижным седлом не имеют преимуществ перед другими типами клапанов. Они применяются крайне редко и рассматриваться здесь не будут.
Клапаны с механически несвязанными затворами и неподвижным седлом имеют то преимущество, что разгрузочный затвор, а следовательно, и сердечник электромагнитного привода совершает ход намного меньший, чем ход основного затвора (не более 3 мм), что особенно важно для клапанов с большими условными проходами.
Рассматриваемые клапаны могут быть как поршневого, так и мембранного типа.
Наибольшее распространение получили конструкции мембранного типа, работоспособные при малых перепадах давления проводимой среды (на жидких средах — до 0,02 МПа).
Рассмотрим клапан мембранного типа с неподвижным седлом разгрузочного затвора, механически не связанного с разгрузочным затвором. Принцип его действия заключается в следующем. Когда клапан закрыт (электромагнит обесточен), основной и разгрузочный затворы под действием перепада давления проводимой среды и усилия пружин герметично перекрывают соответствующие проходы. При этом давление в под-мембранной и над-мембранной полостях одинаково.
При подаче на катушку электромагнита напряжения ее якорь притягивается к стопу и открывает разгрузочное отверстие.
Поскольку сечение подводящего канала меньше разгрузочного отверстия, то давление в над-мембранной полости уменьшается и возникает перепад давления проводимой среды на мембране, который, действуя на эффективную площадь мембраны, создает подъемное усилие для основного затвора. Стабильность работы клапана регулируется дросселем на подводящем канале.