В России утверждена новая шестилетняя Стратегии национальной
безопасности, в которой впервые заметное место отведено вопросам обеспечения
информационной безопасности. Предыдущая стратегия утверждалась еще за год, до
объявления Путиным перехода страны на «цифровую экономику».
ИБ в приоритете
Информационная безопасность (ИБ) вошла в перечень стратегических
национальных приоритетов новой Стратегии национальной безопасности России —
наряду с безопасностью в сферах экономики и экологии, обороноспособностью
страны, сбережением народа и развитием человеческого потенциала.
Стратегия, обновляемая раз в шесть лет, была утверждена
указом Президента России Владимиром
Путиным 2 июля 2021 г. Предыдущий аналогичный документ был подписан им же в
декабре 2015 г. ИБ в качестве приоритета в нем не упоминалась.
Рассматриваемая стратегия является базовым документом планирования,
определяющим национальные интересы и приоритеты России, цели и задачи государственной
политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития
страны на долгосрочную перспективу. Стратегия основана на неразрывной
взаимосвязи и взаимозависимости нацбезопасности и социально-экономического
развития страны.
Что касается приоритетов, в число которых вошла ИБ, то они в
рамках стратегии определяют направления концентрации усилий и ресурсов органов власти,
организаций и институтов гражданского общества для обеспечения защиты
национальных интересов России.
Отметим, что старая редакция стратегии появилась почти за
год до того, как 1 декабря 2016 г. Путин, обращаясь с посланием к Федеральному
Собранию, объявил переход России на «цифровую экономику».
В чем важность информбезопасности
В стратегии важное значение ИБ для общей безопасности России
объясняется рядом соображений. В документе говорится, что быстрое развитие ИКТ сопровождается
повышением вероятности возникновения угроз безопасности граждан, общества и
государства, расширяется использование ИКТ для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной
целостности.
Также увеличивается количество компьютерных атак на российские
информационные ресурсы. С точки зрения авторов стратегии, большая часть таких
атак осуществляется с территорий иностранных государств, а инициативы России в
области обеспечения международной информбезопасности встречают противодействие
со стороны иностранных государств, «стремящихся доминировать в глобальном
информационном пространстве».
Помимо этого активизируется деятельность зарубежных спецслужб
по проведению разведывательных и иных операций в российском информационном пространстве.
Вооруженные силы таких государств отрабатывают действия по выведению из строя
объектов критической информационной инфраструктуры России (КИИ).
Авторы документа уверены, что в целях дестабилизации
общественно-политической ситуации в нашей стране распространяется недостоверная информация,
в том числе заведомо ложные сообщения об угрозе совершения террористических
актов. В интернете размещаются материалы террористических и экстремистских организаций,
призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности,
участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного
порядка, совершению самоубийства, осуществляется пропаганда криминального
образа жизни, потребления наркотических средств и психотропных веществ. Основным
объектом такого деструктивного воздействия является молодежь.
В стратегии говорится, что стремление транснациональных
корпораций закрепить свое монопольное положение в интернете и контролировать все информационные
ресурсы сопровождается введением ими («при отсутствии законных оснований и
вопреки нормам международного права») цензуры и блокировкой альтернативных
интернет-платформ. По политическим причинам пользователям интернета навязывается
искаженный взгляд на исторические факты, а также на события, происходящие в
России и в мире.
«Анонимность, которая обеспечивается за счет использования ИКТ,
облегчает совершение преступлений, расширяет возможности для легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансирования терроризма, распространения наркотических
средств и психотропных веществ, — уверены авторы документа. — Использование в России
иностранных информационных технологий и телекоммуникационного оборудования
повышает уязвимость российских информационных ресурсов, включая объекты КИИ, к
воздействию из-за рубежа».
Целью обеспечения информбезопасности в стратегии заявлено укрепление
суверенитета России в информационном пространстве, а достижение этой безопасности
должно осуществляться путем реализации госполитики, направленной на решение ряда
тематических задач.
В их числе указаны формирование безопасной среды оборота
достоверной информации, повышение защищенности информинфраструктуры страны
и устойчивости ее функционирования, развитие системы прогнозирования, выявления
и предупреждения угроз ИБ, определения их источников,
оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз, а также предотвращение
деструктивного информационно-технического воздействия на российские информресурсы,
включая объекты КИИ.
Помимо этого в число задач входят создание условий для
эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых
с использованием ИКТ, повышение защищенности и устойчивости функционирования
единой сети электросвязи России, российского сегмента интернета, иных значимых
объектов ИКТ инфраструктуры, а также недопущение иностранного контроля над их
функционированием.
Кроме того, в понимании авторов документа, необходимо снижение
до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного
доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений
установленных российским законодательством требований по защите такой
информации и персональных данных.
Также необходимо предотвращение и (или) минимизация ущерба
нацбезопасности, связанного с осуществлением иностранными государствами
технической разведки, обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека
и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием ИКТ,
укрепление информационной безопасности Вооруженных сил, других войск, воинских
формирований и органов, а также разработчиков и изготовителей вооружения,
военной и специальной техники.
Среди других задач — развитие сил и средств информационного
противоборства, противодействие использованию информационной инфраструктуры
России экстремистскими и террористическими организациями, спецслужбами и пропагандистскими
структурами иностранных государств для осуществления деструктивного
информационного воздействия на граждан и общество, совершенствование средств и
методов обеспечения информационной безопасности на основе применения передовых технологий,
включая технологии искусственного интеллекта и квантовые вычисления, обеспечение
приоритетного использования в информинфраструктуре страны российских информационных
технологий и оборудования, отвечающих требованиям информационной безопасности,
в том числе при реализации национальных проектов (программ) и решении задач в
области цифровизации экономики и госуправления.
И наконец, на данном поприще требуется укрепление
сотрудничества России с иностранными партнерами в области обеспечения ИБ, в том
числе в целях установления международно-правового режима обеспечения
безопасности в сфере использования ИКТ, доведение до российской и международной общественности достоверной
информации о внутренней и внешней политике России, развитие взаимодействия
органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении
деятельности в области обеспечения ИБ страны.
ИТ для обеспечения
экономической безопасности
Отметим, что информационные технологии также фигурируют в
разделе стратегии, посвященном экономической безопасности страны. В частности в
перечне задач, которые должны быть решены в данной сфере упоминается повышение
производительности труда путем модернизации промышленных предприятий и
инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта, создания
высокотехнологичных рабочих мест.
Также в перечне задач упомянуты преодоление критической
зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и
комплектующих за счет ускоренного внедрения передовых отечественных
технологических разработок, локализации производства на территории страны, укрепление
достигнутых Россией «лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в
авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности, двигателестроении,
атомном энергопромышленном комплексе, а также в сфере информационно-коммуникационных
технологий».
Наконец, еще одной задачей заявлено развитие радиоэлектронной
промышленности, производства информационных технологий и оборудования,
необходимых для решения задач в области цифровизации экономики и государственного
управления.