Еще 5-6 лет назад было два различных подхода к печати: любительский – дома, профессиональный – в лаборатории. Первые фотопринтеры не могли похвастать высоким качеством печати. У них были низкое разрешение и проблема с цветопередачей, но самым серьезным недостатком оставался сумасшедший растр.
Как известно, струйные фотопринтеры не запечатывают бумагу или иной носитель целиком. Они печатают мелкими точками, которые из-за особенностей восприятия человеческого глаза сливаются в единую картинку. В зависимости от плотности точек передаются оттенки и насыщенность разных цветов. Но действительно мелкими точки у принтеров стали только 3-4 года назад, когда появились устройства, печатающие каплями объемом 1-2 пикалитра (пика – это 10 в «минус 12-й» степени). До этого в фотографиях с принтеров была заметна зернистость, при детальном рассмотрении точки бросались в глаза, что не способствовало качеству.
Струйные фотопринтеры за несколько лет сильно прибавили в качестве
У минилабов такой проблемы никогда не было, ведь в них используется совсем другой принцип печати. Изображение наносится на специальную фотобумагу с помощью устройств, которые преобразуют информацию из графического файла в излучение оптического диапазона. Излучатели могут быть лазерными, светодиодными или иной конструкции, главное, что они имитируют количество света, которое попадает на матрицу в момент экспонирования снимка. Далее будущая фотография проходит через несколько химических растворов (порядок и состав у каждой конкретной модели минилаба свои, но общий принцип тот же, что и при ручной печати).
Такая технология, во-первых, избавлена от проблемы растра, а во-вторых, позволяет получить большое количество оттенков, что благотворно сказывается на цветопередаче. У минилабов было и другое преимущество: их фотографии хранились гораздо дольше, не выцветали и не текли от попадания воды.
Однако техническое превосходство минилабов длилось недолго. Производителям струйных фотопринтеров удалось буквально за несколько лет существенно улучшить качество печати своих устройств. Уменьшился размер капли, стали применяться новые технологии наложения растра, а главное, увеличилось количество цветов. Ведь первые фотопринтеры печатали четырьмя цветами (пурпурным, голубым, желтым и черным), а современные модели имеют уже до восьми картриджей. Это улучшило цветопередачу и расширило цветовой охват. Использование новых составов чернил повысило стойкость фотографий – выцветать они стали гораздо меньше.
Помимо струйных распространение получили сублимационные фотопринтеры. У них совершенно другой принцип работы. В сублимационной печати используются не чернила, а порошковый краситель. Печатающая головка работает как температурный нагреватель, который быстро переводит краситель из твердой в газообразную форму (в физике такой процесс как раз и называется «сублимация»). Потом «облачко» с красителем осаживается на бумаге. Количество газообразного красителя контролирует специальный диффузор, который может менять насыщенность и оттенок. Для сублимационной печати используется специальная бумага, которая при нагревании раскрывается и пропускает чернила в себя. Эта «фишка» делает фотографии с сублимационного принтера очень долговечными. Кроме того, у сублимационных принтеров нет проблемы растра и очень широкий цветовой охват.
Сублимационные принтеры
Как дела обстоят сегодня? По качеству печати у домашних фотопринтеров и фотолабораторий паритет. Все зависит от конкретного устройства и мастерства печатника. Правда, есть такой нюанс. Домашний принтер можно настроить и калибровать, чтобы добиться идеальной цветопередачи, но это под силу опытным фотографам. Новичок может, наоборот, только испортить снимок. В минилабах печать идет по неким усредненным параметрам, качество печати не эксклюзивное, зато стабильное.
Цена отпечатка
После качества печати это второй по важности аспект. Одно дело раз в году печатать по нескольку снимков, другое — регулярно распечатывать фоторепортажи семейных праздников снимков эдак по 100-200. В такой ситуации возможность сэкономить будет не лишней.
За последние несколько лет фотопринтеры и минилабы успели несколько раз поменять «лидера» в этом вопросе. Изначально печатать в лабораториях было дешевле, ведь цены на расходники для принтеров кусались. Но потом широкое распространение получили перезаправляемые картриджи, неоригинальные чернила и, конечно, СНПЧ (система непрерывной подачи чернил). Оказалось, что себестоимость отпечатка на принтере может быть меньше, чем в минилабе. Это, кстати, заметили и в фотостудиях. Одно время они массово переходили с лабораторий на принтеры. При использовании СНПЧ расходы на краску отпечатка 10х15 удавалось снизить до 20-25 копеек. Даже с учетом того, что 1,5-2 рубля нужно было отдать за лист (тоже 10х15) фотобумаги, при стоимости отпечатка такого же формата в минилабе 6-7 рублей стоимость фотопринтера «отбивалась» очень быстро.
Система непрерывной подачи чернил в работе
Это характерно, правда, только для струйных фотопринтеров, у сублимационных себестоимость печати как была, так и остается высокой. СНПЧ для такого вида принтеров конструктивно невозможна, неоригинальных картриджей очень мало, да и бумага требуется более дорогая.
Но производители минилабов тоже не сидели сложа руки. Основной упор они сделали на снижении себестоимости отпечатка и преуспели в этом. Буквально за несколько лет цены на печать в минилабах упали в два раза, одной из причин чего стала дешевизна работы нового оборудования. Сегодня в крупных минилабах карточку 10х15 можно отпечатать за 2,5-3 рубля. Это вполне сравнимо с расходами на печать у струйного принтера с СНПЧ (вместе с бумагой). Правда, и сам принтер, и СНПЧ нужно сначала купить.
Отпечатки большего размера (13х18, А4) пока еще дешевле печатать на принтере, но там разница получается в 2-3 рубля и, чтобы окупить стоимость оборудования, нужно напечатать фотографий больше, чем позволяет ресурс принтера. В итоге, как ни крути, сегодня печатать в минилабах оказывается дешевле. Правда, разница не слишком велика.
А сколько, кстати, стоят фотопринтеры? Цены на самые простые струйные модели начинаются с отметки в 1500 рублей. Средний класс устройств стоит 2500-5000 рублей. Зачастую такие принтеры оказываются лучшим выбором по соотношению цены и качества, потому что в дорогих принтерах цена часто увеличивается не за счет улучшения характеристик, а за счет добавления «лишних» функций типа сканера или факса. Сублимационные принтеры формата А6 стоят 2500 рублей и дороже.
Удобство и дополнительные возможности
Ничего удобнее, чем принтер дома, быть не может. Напечатать фотографию можно за 1-2 минуты в любое время суток, при этом не нужно никуда идти, все под рукой.
Пользоваться услугами лабораторий сущее неудобство. Нужно сначала отнести туда файлы, потом сходить забрать. Да и выполнение заказа не мгновенное. В нормальных студиях есть возможность быстро получить отпечатки, но за срочность придется доплатить. Владельцу минилаба выгодно перераспределить заказы для печати в ночное время, чтобы техника не простаивала, поэтому минимальный срок изготовления по низким ценам обычно не меньше суток.
Впрочем, если разобраться, так ли уж много проблем это создает? Да, бывают случаи, когда хотелось бы отдать фотографию уезжающему человеку, или иные срочные ситуации, но в большинстве случаев печать фотографии – плановый процесс и немного подождать может.
Во многих фотостудиях за снимками нужно приходить самому
Да и ходить при желании никуда не нужно. Сегодня есть масса компаний, занимающихся печатью фотографий, которые могут принять файлы по Интернету, а готовый заказ прислать вместе с курьером. Заплатить в таком случае придется больше (доставка может декларироваться как бесплатная, но необходимая сумма будет изначально заложена в тариф), однако за удобство нужно платить.
На первый взгляд домашний фотопринтер дает больше возможностей. В широком диапазоне можно выбирать формат отпечатка и носитель. Можно использовать не только фотобумагу, но и картон, фактурный холст и другие материалы. Тогда как в студии ничего, кроме выбора между матовой и глянцевой бумагами, обычно не предлагают. С другой же стороны, домашний принтер будет бессилен, если нужен отпечаток большого формата. Ведь большинство фотопринтеров имеют формат А4 (устройства, которые поддерживают А3, стоят от 11 тыс. руб. и для домашнего использования очень дороги), тогда как хороший минилаб может напечатать и 30х45, и 60х90, а иногда и больший формат.
Большую часть рынка фотопринтеров контролируют 3 производителя – Canon, Epson и HP. У всех них очень разные устройства: и по технологиям, и по дизайну, и по особенностям отпечатков – однако решающего преимущества никто не имеет. Выбор между этими производителями лежит на уровне личных предпочтений каждого фотографа.
Выводы
Кто-то печатает фотографии дома на принтере, кто-то – в студии на минилабе. Оба способа имеют плюсы. Несмотря на все ухищрения и дополнительные сервисы фотостудий, печать дома удобнее, ведь не нужно никуда ходить и переплачивать за доставку. Кроме того, изучив немного тему и настроив принтер, можно получить более качественные, чем в минилабе, отпечатки. Зато в лаборатории фотографии можно напечатать дешево и без лишней головной боли на выбор принтера, его калибровку и настройку.