Не так давно президент России Владимир Путин сделал заявление о том, что такие новостные агрегаторы как Рамблер, Яндекс и Google обязаны отвечать за тот контент, который они размещают у себя. Получается, эти сервисы необходимо приравнять к СМИ? Самая явная угроза сейчас нависла над Яндексом.
Сама компания утверждает, что новости у них формируются в автоматическом режиме, без участия компетентных лиц. Соответственно, никого информационного влияния со стороны Яндекс (да и других поисковиков) нет, а формированием новостной ленты занимается робот. У него есть база ключевых слов, на которые робот ориентируется при подборе новостей. Влияние имеет и рейтинг новостей — чем чаще читают новость, тем больше у нее шансов попасть в топ. Однако многие подвергают сомнению такое заявление Яндекса, поскольку истинную технологию знает только сама компания.
У того же Яндекса есть и отдельное приложение Новости, которое работает по принципу других их сервисов (Карты, Погода), но его планируют поставить на одну планку со СМИ. По сути, СМИ — это редакция, штат людей, которые работают под управлением главного редактора, имеют устав. А этим приложением не занимается никто, кроме вышеупомянутого робота. Поэтому логично ли его приравнивать к СМИ? Нет. Тем не менее, споры эта тема вызывает. Яндекс также говорит о том, что рекламы в Новостях крайне мало, а иметь свой штат редакторов и вовсе нерентабельно. Поэтому будет проще избавиться от новостей вообще.
Позднее власти решили не идти на такие жесткие меры и начали размышлять о том, чтобы пойти на компромисс. Правительство решило признать поисковики, подобные Яндексу, новостными агрегаторами. Это новый, особый для них статус. И его использование подразумевает под собой сохранение собственных новостных сервисов, при этом не находясь в статусе СМИ. Однако может произойти ограничение на источники, откуда будут браться новости. «Под раздачу» попадет не только Яндекс, но и Rambler, Mail.ru, Google. Из всех компаний только Mail.ru признает, что новостной топ, отображающийся на их сервисах — дело редакторов, составляющих его вручную. Все остальные поисковики как один утверждают, что для этого они используют ботов.
После некоторых размышлений власти решили отказаться от всех претензий, которые выдвигали в сторону Яндекса. Было вынесено решение о том, что Яндекс и подобные сервисы на законодательном уровне не будут приравниваться к средствам массовой информации. Правда, нерешенным остался вопрос, откуда разрешено будет брать новости. По всей вероятности, сервисы будут использовать новости только тех СМИ, которые имеют регистрацию на территории России.
Пока поисковые системы держали в напряжении, они высказали свое мнение по поводу возможных изменений. Ни Rambler, ни Яндекс таким мерам, естественно, не обрадовались. Представители Rambler даже выразили свое мнение на этот счет. Согласно нему, агрегатор новостей, точно так же, как и поисковик, не может нести ответственность за ту информацию, которую размещают проверенные СМИ, имеющие лицензию. И если оценивать сервисы интернета по такому критерию, то средством массовой информации можно назвать любой ресурс, который цитирует материалы других новостных порталов. Оба сервиса выступили против приравнивания их к СМИ.
К счастью, в первую очередь для самих поисковиков, закон об их приравнивании к СМИ все-таки не был принят. Если бы это все-таки случилось, поисковики бы массово стали избавляться от новостей, что повлекло бы потерю немалой доли от общего количества доходов.