Понятие обратной связи в теории управления является одним из ключевых, и если в технических системах она, как правило, однозначно понятна и без особых проблем поддается регулированию, то в социальных — не все так просто. Хотя, казалось бы, что в век бурного развития Информационных технологий задача добиться организации эффективной обратной связи между населением и Властью не должна представлять собой какую-либо серьезную проблему. Однако Информации становится все больше и больше, а вот с Информированностью (взаимной!) не все так просто… Видимо, в связи с этим в мае на официальном сайте Районной Администрации появилась сообщение следующего содержания:
13 мая 2019
Руководствуясь задачей Информирования населения Российской Федерации о работе органов исполнительной власти субъектов РФ в направлениях повышения уровня и качества жизни людей в отдельно взятых муниципальных образованиях и гражданского общества в целом, обозначенной Президентом РФ на Заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека 11 декабря 2018 года, ОИА «Новости России», «Федеральный Справочник»
Надо полагать, что не зря некоторые юмористы утверждают, что все находящееся за «МКАДом» — это уже для Центра воспринимает как огромная, и не всегда до конца понятная… Однако и мы – из Провинции, нет-нет, но все-таки иногда пытаемся информировать Власть о наших проблемах. Я, как депутат районной Думы, воспользовавшись предложением Исполнительной дирекции Совета муниципальных образований (СМО), подготовил свои Предложения (основанные на обращениях граждан!) по Проблемам развития сельских территорий (см. Приложение 1), которые 29 июля прошлого года отправил по электронной почте в Комитет ГД РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, в Ассоциацию «СМО», а также областным депутатам от КПРФ — Л.Ф. Пичурину и Н.Г. Барышниковой. Кроме того, мои вопросы и предложения вместе с вопросами из других районов уже от фракции КПРФ были направлены в областную Администрацию для подготовки ответов к заседанию Думы, на котором должен отчитываться Губернатор Томской области Сергей Анатольевич Жвачкин о деятельности исполнительных органов государственной власти в 2018 году.
Отчет Губернатора состоялся 30 мая и к этому отчету прилагался документ (на 87 страницах!) с ответами на вопросы от депутатов Законодательной Думы Томской области (Прилагаю). Всего вопросов от всех партийных фракций было задано 50. Вопросы практически были из всех районов области и затрагивали все сферы жизнедеятельности, поэтому в подготовке ответов выступали в основном заместители губернатора. С большим интересом прочитал весь документ. Да, действительно, проблемных вопросов много, есть общие, но есть и специфичные, обусловленные тем, что районы существенно разнятся по хозяйственному и территориальному укладам.
Прочитал ответы и на мои предложения и вопросы и если быть откровенным, то меня они еще раз убедили в том, что высококачественная отписка – это большое искусство, которое формируется (годами) в недрах чиновничьих кабинетов. Однако есть и положительный момент – Обратная связь (в данном случае) сработала! Так что не все так безнадежно, поскольку сейчас есть возможность на ответ написать свой ответ: будет ли толк от этой «карусели» – не знаю… И все-таки, что же меня в ответах больше всего обескуражило? Итак, по порядку:
Вопрос о получении жилищных субсидий гражданами, выезжающими с Северов (вопрос №8). В ответе Е.В. Паршуто, заместитель губернатора, обстоятельно разъясняет методику выделения этих субсидий, и советует районной Администрации провести разъяснительную работу среди граждан, имеющих право на получение этой субсидии: надо ежегодно, добросовестно (несколько десятилетий!) подтверждать свои намерения. И это правильно, но проблема-то в том, что этих субсидий выделяется настолько мизерное количество, что, к примеру, в 2017 году, её получили 8 «счастливчиков», ставших на учет в 1997 году(!), т.е. через двадцать лет, и многие (имеющие право!) просто не дожили до этого «радостного» момента… А сегодня в этих учетных списках граждан, имеющих право на получение субсидий, только в нашем районе, зарегистрировано более тысячи(!) заявлений, и мне лично, подавшему заявление в прошлом году, при существующих темпах выдачи этих субсидий, придется ждать – на досуге посчитал – порядка 30 лет!?… Вот такая у нас «заботливая» власть…
Ответ на вопрос (№31) о Программе ликвидации аварийного и ветхого жилья не даетясного ответа – будет ли у нас продолжаться работа по ликвидации аварийного и ветхого жилья? Так как предыдущая программа ликвидации завершена. Понятно из ответа, что новая Региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (на 2019-2024 гг.) еще не утверждена, и попадает ли наше Верхнекетское жилье под те критерии, о которых речь идет в ответе – непонятно!?… Но то, что старение жилищного фонда продолжается, а увеличение аварийного жилья значительно опережает темпы его ликвидации – факт!?…
На вопрос (32-й) о Программах переселения и строительства социального жильяобстоятельный ответ подготовлен сразу двумя замами губернатора: Антоновым А.А. и Паршуто Е.В.! Это объясняется тем, что из Центра спущено новое стратегическое направление – Пространственное развитие сельских территорий! И уже разрабатываются соответствующие программы, поэтому ответ, что «Данные положения Стратегии пространственного развития соответствуют стратегии, которой не предполагается массового «переселения жителей поселков в районные центры» вполне понятен с позиций новых веяний и создания больших агломераций.
Однако нашим «стратегам» надо бы понимать, что переселение жителей из депрессивных поселков (а таких у нас в области не менее половины!) идет естественным образом (активная часть населения покидает бесперспективные поселения, остается сплошной «Собес»!), что ускоряет процессы Урбанизации(почитайте хотя бы динамическую Социологию). И поэтому роль райцентров, где еще кипит какая-то экономическая жизнь, как в перспективе и Малых городов, весьма привлекательна… Современные технологии делают жизнь людей именно в таких небольших городах не менее комфортной и перспективной, нежели в огромных «муравейниках» (т.н. Агломерациях…). Понятно, что районные Администрации не заинтересованы в сокращении населенных пунктов, по причинам их бесперспективности – это грозит тем, что появится реальная возможность упростить Территориальное Управление! Но это уже другая тема…
В представленном письменном отчете губернатора больше всех вопросов было задано от фракции «Единой России», некоторые явно срежиссированы(!), но самым «тяжеловесным» оказался вопрос от «Справороссов» (№11), на который было дано более 50(!) частных ответов. Советую обратить внимание на Инновационные проекты. К сожалению, но наш район там не фигурирует…А объем инвестиций, кстати, в этом году оказался ниже предыдущего года на 10% (из доклада Губернатора).
Сегодня Интернет позволяет посмотреть видео репортаж с заседания Областной Думы и послушать не только отчет Губернатора, но и его ответы на вопросы депутатов, прозвучавшие прямо из зала заседания. Для этого достаточно зайти на сайт Думы, выбрать одну из двух самых «горячих» тем – «Отчет Губернатора…».
Всего было задано 10 вопросов. Самыми активными были депутаты от фракции КПРФ. Все вопросы были актуальны, однако наиболее интересным, на мой взгляд, был вопрос Льва Федоровича Пичурина «О разделении властей», на который губернатор, фактически, не ответил… Постоянно повторять про некую мифическую «партию томичей» с отсылкой к мультику(!?) «Баранкин, будь человеком» — как-то несерьезно. Но это лично мое мнение. Советую посмотреть. Самым обстоятельным и продолжительным по времени был ответ на вопрос «О судьбе и перспективах Томского футбола»… Сергей Анатольевич продемонстрировал глубокие знания по всем проблемам развития и перспектив томской футбольной команды «Томь»!…
К большому сожалению, о судьбе капитального ремонта Белоярской средней школы №1, мне так и не удалось ничего вразумительного узнать. Хотя по этому поводу мы неоднократно сигнализировали наверх по всем возможным инстанциям, и у нас даже на официальном сайте районной Администрации 10 июня появилась тревожная информация. Эта история началась еще в 2017 году и пока никаких положительных подвижек: обратная связьне сработала…
Будем надеяться, что Вопрос о ремонте Белоярской средней школы №1, действительно, один из самых острых, его решение – в числе приоритетных задач районной и областной власти.
16 июня 2019 г.
Депутат Думы Верхнекетского района Н.А. Нечунаев
Приложение 1
Предложения по развитию сельских территорий (или «Надежда умирает последней…»)
19 июля 2019 года на внеочередном заседании районной Думы нам — депутатам вручили обращение Ассоциации «Совета муниципальных образований Томской области», в котором предлагалось поддержать инициативу Комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (председатель – Н.М. Харитонов). И, как следует из документа, «Основанием для данной работы послужило Послание Президента РФ Федеральному собранию от 1 марта т.г., в котором предложено развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая сельские территории, и в предстоящие шесть лет как минимум вдвое(!) увеличить бюджетные расходы на эти цели».
К обращению приложен большой перечень вопросов (см. Приложение), на которые предлагается ответить Главам муниципалитетов и Председателям представительных органов! И у наших руководителей, думаю, будет достаточно аргументов в пользу масштабного пространственного (и самое главное, равного!) развития огромных территорий наших Северных районов. В декабре 2015 года вновь избранный состав районной Думы утвердил Программу социально-экономического развития Верхнекетского района до 2030 года! В этой программе одним из главных приоритетов является «Создание комфортного и благоприятного социального климата»! Но пока что-то этого социального комфорта у нас не наблюдается. Большинство поселений находятся в глубокой депрессии, Лесная экономика (наша промышленная основа) работает в основном в теневом режиме, серьезных инвестиций нет, наиболее активная часть населения старается покинуть район… Мне же, как районному депутату, хотелось бы обратить внимание лишь на те (Северные) проблемы, которыми меня (в своих обращениях) озадачили жители нашего района.
Во-первых, у нас существует Программа ликвидации аварийного и ветхого жилья, но ее финансовое обеспечение таково, что старение жилищного фонда значительно опережает ликвидацию ветхого жилья. Чтобы устранить этот дисбаланс требуется увеличение бюджетных расходов, причем не вдвое, а значительно больше.
Во-вторых, учитывая, что у многих лесных поселков не просматривается каких-либо перспектив развития, то вполне реально разработать Программу переселения (и финансовой поддержке) жителей из этих поселков (к примеру) в райцентр, и сопутствующую этой программе — Программу строительства социального жилья: учитывая, кстати, то, что в новом Указе президента намечается самый настоящий бум жилищного строительства!…
В третьих. Абсолютно неудовлетворительно реализуется северная льгота, предусмотренная Федеральным законом №125-ФЗ (от 25.10.2002 г.) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Так по состоянию на сегодняшний день в Верхнекетском районе зарегистрировано 920заявлений на получение этих субсидий. В районной Администрации ежегодно составляются (и обновляются) четыре списка очередности и по данным на сегодняшний день, по категориям: Инвалидов — в списке очередников 190 человек, Пенсионеров — 610, Работающих — 116, Безработных — 4. Кроме того, ежегодно, формируется список тех очередников, кто имеет намерения (и надежду!) получить эту субсидию в текущем году. В этом списке сегодня числится 341 заявитель! Сколько субсидий в этом году будет выделено Верхнекетскому району пока неизвестно, но в прошлом году восемь(!) очередников (6 инвалидов и 2 пенсионера!) реализовали свое право на получение социальных выплат на приобретение жилья!? Загляните на официальный сайт районной Администрации (www.vkt.tomsk.ru/), где все списки представлены в разделе «Информация» (подраздел «Жильё»), и вы увидите, что на сегодняшний день имеют реальную возможность получить субсидию лишь несколько первоочередников из списков «Инвалиды» и «Пенсионеры» в пропорции: Инвалиды – 70%, Пенсионеры – 20%, Работающим и Безработным – по 5% . Причем, нельзя не обратить внимания на то, что льготу получают те, кто подал заявления и встал на учет аж в 1997 году!? И если эти субсидии, будут выделяться в таком же количестве, как в прошлом году, то даже если вы, к примеру, в списке пенсионеров числитесь где-то в третьей сотне, то вам придется ждать своей очереди еще этак лет тридцать(!?). Не мудрено, что многие просто не доживают до этого счастливого момента…
Но вот пришло радостное сообщение «…в предстоящие шесть лет как минимум вдвое(!) увеличить бюджетные расходы» на развитие сельских территорий! Но удвоение, когда выделяются крохи, не даст какого-то большого эффекта, хотя в Администрации, на мой запрос, уточнили, что в 2016 году было удовлетворено положительно 21 заявление! В этом году прогноз не менее оптимистичен. Так что живите надеждой… И люди верят! И это не 920 человек, а как минимум, полторы – две тысячи жителей района! И я уверен, что большинство из них живут этой призрачной надеждой многие годы, и…, конечно же, «правильно» голосуют все эти двадцать лет!?… Видимо, потому у нас и не сворачиваются все социальные программы, хотя и финансируются гораздо ниже даже минимальной потребности… Но это уже другая тема.
Вот, вкратце, три проблемы, на которые надо бы обратить внимание нашим руководителям при подготовке ответов в Ассоциацию СМО. А то, что реальный уровень социального комфорта существенно разнится даже у соседних районов, подтверждает тот факт, что, к примеру, в Каргасокском районе (www. kargasok.ru/ ) в сводном списке, желающих получить субсидии и выехать из района, на сегодняшний день числится всего лишь 35 заявлений – это на порядок меньше чем в нашем районе!? Вот и подумайте — почему так? Уж не потому ли, что у соседей в районе идет добыча нефти и газа и район не является высоко дотационным как наш!? И я уверен, что никакими указами такое положение дел не исправить. Нужно нормальное Государственное Стратегическое планирование развития всей страны(новый ГОСПЛАН!), что и предлагается во всех партийных выборных Программах КПРФ! Увы, но пока это идея не овладела массовым сознанием… И только, только это сознание начинает сегодня просыпаться, как мы видим, лишь на митингах, где выражаются протесты против повышения пенсионного возраста!? Просыпаться, когда имеют место и затронуты лишь личные интересы граждан, но за ними мало кто видит и пока задумывается над («пространственными»!) интересами Государства!? А верховная Власть пытается укрепить своих позиции и реализовать свои (мягко говоря, «шкурные») интересы. Кстати, в Социологии А.А. Зиновьева это объясняет Законом экзистенциального эгоизма…
29 июля 2018 г.
Депутат Думы Верхнекетского района, член КПРФ /Н.А. Нечунаев/
P.S. В прошлом году ко мне обратилось несколько пенсионеров, заявив примерно одно и тоже: у них большие сомнения в том, что эти субсидии распределяются без каких-либо махинаций!?… Как это проверить? И в том же году я решил провести свое (включенное и независимое) наблюдение, подав соответствующее заявление на получение этой льготной субсидии. Процедура довольно сложная, но вот в феврале 2018 года получил из районной Администрации официальное извещение о том, что меня, на законных основаниях, поставили на учет, включили в списочный состав пенсионеров и моя очередь за №610!!! Вот такая радостная новость! Да, тут и тридцати лет не хватит… Надо срочно сходить на Диспансеризацию!…
*29 июля отправил по электронной почте свои предложения в Комитет ГД РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока и в Ассоциацию «СМО ТО», а также областным депутатам от КПРФ: Л.Ф. Пичурину и Н.Г. Барышниковой.