Новость как жанр журналистики

Новость в журналистике

Новость – это особый журналистский жанр, носящий информационный характер, ставящий перед собой целью наиболее объективно рассказать читателю о случившемся. Она может освещать какое-то важное событие, влияющее на жизнь людей. Или может описывать нечто, выходящее за рамки нашей привычной жизни. Новость оценивается с двух точек зрения: со стороны читательского интереса и со стороны важности произошедшего (значения). Значение новости зависит от её масштабности, а также складывается из последствий, которые может повлечь освещаемое событие. Последствия могут быть прямые и косвенные. Если говорить о косвенных последствиях, то журналист всегда имеет возможность поиграть с ними, привязав их к более важному событию, которое на данный момент волнует умы.


Например, «Советом РФ было принято решение сократить процент социальных взносов от работодателя» – это прямое последствие. В то время как «снижение цен на нефть может привести к понижению цен на недвижимость» будет являться косвенным последствием.


Не менее важен и читательский интерес, проявляемый к новости. Это ещё один фактор, по которому ведётся отбор новостей. Например, читатели будут активнее проявлять внимание к событию, если оно им близко. Любое событие имеет отклик у той группы людей, к какой оно напрямую относится. Новость может оживить присутствие какой-либо знаменитости. Никто не обращает внимания на тысячи ДТП, но, если в аварии участвует автомобиль известного актёра, это привлечёт внимание. Событие, связанное с человеческим аспектом, всегда имеет своих поклонников. Такое событие обычно приурочено к курьёзному случаю или личностной трагедии.


Хорошим примером, который может вызвать читательское внимание будет: «Тысячи российских альпинистов потерпело крушение, пролетая над Атлантическим океаном. Среди них был певец Валерий Леонтьев. Никто не пострадал».


Как пишется новость? Существует т. н. схема перевёрнутой пирамиды, когда репортёр начинает повествование с ядра новости – самого важного из того, что произошло. К этой основе прибавляются дополнительные детали и менее важные подробности, которые можно откинуть без ущерба для новости.


«Молодой и никому не известный крестьянин в одночасье сумел обогатиться, разжиться поместьем и обзавестись женой. Никто не верил, что такое возможно. Всё это он получил, следуя советам мудрого кота, который достался ему в наследство от отца». Так будет выглядеть знаменитая сказка «Кот в сапогах», если бы она была новостью и строилась по принципу «перевёрнутой пирамиды».


Новость ставит перед собой цель ответить на шесть основных вопросов. Кто сделал? Что сделал? Где это произошло? Когда это случилось? Почему это случилось? Каким образом это произошло? В новости также должно быть указано, откуда была получена информация. Короткая новостная заметка пробегает по этим вопросам, сжато описывая произошедшее.

Расширенная новостная заметка начинает с главного: ответов на все эти вопросы сразу или описания того, как новость повлияет на читателей (в случае, если описываемое слишком сложно для восприятия). Добавляются детали. Всё это накладывается на бэкграунд – информацию общего характера, статистику и описание похожих ситуаций.

В зависимости от привязки к новостному поводу различают новость-факт (решение правительства), новость-событие (рассказ о какой-либо ситуации) и новость-цитату (высказывание важного человека).

Новость, как и любое другое журналистское произведение, должна быть актуальна, то есть привязана к текущему моменту. Журналист должен отвечать на главные вопросы: «Почему он пишет об этом и почему делает это именно сегодня?» Актуальность имеет свои градации.

Непосредственная актуальность появляется вместе с самим событием. Латентная актуальность живёт в тех проблемах, которые существовали, существуют и будут существовать всегда. Она ждёт своего часа. Об этом писали, пишут и будут писать. События с латентной актуальностью освещаются в те моменты, когда кто-то в очередной раз сказал или сделал что-то по поводу такого события. Например, это может быть проблема с безработицей, актуальность которой вдруг возросла в связи с тем, что, к примеру, теперь по Трудовому Кодексу безработными будут считаться люди, заработная плата которых ниже 20 тысяч рублей.

Календарная актуальность привязана к какой-то знаменитой дате, которая стала поводом для написания новости. Собственная актуальность заключается в том, что журналист сам провоцирует появление события, организовывая его на свои средства (проспонсировать социологов, которые проведут исследование статистики ДТП) или на время превращается в участника событий и проводит своё расследование. К кажущейся актуальности журналист прибегает, когда просто не о чем писать. Он не располагает цифрами, но продолжает домысливать, чтобы подогреть интерес читателей.


«Всё больше людей стали бояться выходить на улицы в связи с увеличением количества ДТП». Это пример кажущейся актуальности.


При изложении новости любая прямая речь непосредственного участника событий преподносится в косвенной, в качестве слов самого журналиста. Считается, что кавычки сложны для прочтения. Но иногда без цитирования не обойтись, особенно когда сказанное имеет солидный вес. Кавычки также создают впечатление достоверности преподносимой информации у читателей.

Сохранить себе?
Сохраните себе

Сейчас читают

Рекомендации для Вас

Электронная Москва

Copyright © 2018-2024 , Электронная Москва