Как исполнить мечту и стать художником
Мы живем в мире удивительной красоты. Каждый день нас встречает новыми красками и событиями. Волны морского прибоя, закат на песчаном пляже, день рождения, Новый год… Миллионы лиц, вещей и моментов мы бережно храним в нашей памяти. Но что делать, когда мы хотим поделиться своими впечатлениями с окружающими? Нам на помощь приходят разнообразные изобретения, упрощающие и украшающие нашу жизнь. Даже ребенок сможет одним нажатием клавиши записать или сфотографировать все, что захочет. И потом перенести это на всеобщее обозрение в социальные сети. Но это, так сказать, дело техники.
Бывают моменты, когда под рукой нет необходимого девайса. А перед глазами пейзаж, который ну никак нельзя не запечатлеть. Душа поет и требует увековечить эту красоту, чтоб потом любоваться самому и вновь переживать эти волшебные ощущения, и чтоб показать другим. Вот тогда очень кстати придутся находящиеся под рукой карандаш и листок бумаги. Если вы умеете рисовать, то очень хорошо. Но что, если навыков художника у вас недостаточно, а лавры Рембрандта или Айвазовского не дают вам покоя?
Немного усердия и желания – и скоро никакой фотоаппарат не сравнится с вашими способностями передать краски и настроение.
Карандаш – начало произведения искусства.
Самый главный инструмент художника – это карандаш. По крайней мере, для начинающего. Карандаши различаются по твердости. От нее зависит глубина и яркость цвета и ширина штриха. Чем мягче грифель, тем более темная и широкая получится линия даже не при сильном нажатии. Чем он тверже, тем штрих будет светлее и тоньше. Самым твердым карандашом можно даже поцарапать или прорвать бумагу, а сама же линия будет достаточно бледной. Мягкий графит к тому же намного проще стирается ластиком. Однако, если переборщить, то на бумаге могут остаться катышки и грязные пятна. Поэтому не стоит усердствовать, работая карандашом с самой большой мягкостью. Российская маркировка карандашей по твердости производится буквами Т и М. самый оптимальный вариант для начинающего художника – это средне-жесткий карандаш, который позволит передать достаточной большой спектр цветов и оттенков от светло-серого до насыщенного черного. Его маркировка ТМ, в международном варианте это будет выглядеть как НВ. Художники со стажем, как правило, для работы используют все виды карандашей. Например, твердым намечают на бумаге прозрачные контуры будущего произведения, а мягким уже в конце придают объем и глубину. Поэтому не ограничивайте себя в выборе, просто начните с того, что удобнее. Затачивайте карандаши длинным срезом, это нужно для регулирования ширины штриха: чем больше наклон, тем шире линия.
Пропись.
Следующий этап – это постановка руки. Важно научится держать карандаш и управляться с ним правильно, так как от угла наклона будет зависеть ширина штриха, а от силы нажатия – насыщенность оттенка. Заведите себе тетрадку или альбомчик, в которых будете оттачивать линии, как в начальной школе: под разными углами и наклонами, повторяя их по много раз. Линии, круги, овалы и интегралы с различной степенью нажима, от слабого к сильному и наоборот.
Выбор художественного объекта.
Определитесь, что именно бы вы хотели рисовать. Обратите внимание, что наиболее сложным видом творчества является портрет. Если вы не готовы пока писать лица, то лучше начать с натюрмортов или пейзажей. Потом перейти к животным, и уже затем начать изображать на бумаге людей. Выберите для начала один объект для тренировки. Например, яблоко. Изучите его форму — овал это или круг. Натренируйте руку вести линию, не отрывая карандаша от бумаги. Рисунок не должен быть лохматым, состоящим из прерывистых линий. Затем попробуйте передать яблоку объем. Посмотрите, куда падает свет – это самое светлое место. Следовательно, за ним будет тень, которую нужно передать более темным цветом. Вообще – это довольно сложное и интересное занятие – передача свето-тени. Обращайте внимание на источники света, запоминайте, фиксируйте и пытайтесь воспроизвести.
Также запомните, начинать работу следует от простого к сложному и от общего к частному. То есть, взявшись написать натюрморт из яблока и графина, наметьте место для графина, далее обозначьте яблоко, и уже потом только приступайте к проработке деталей.
Конечно, не забудьте определить ваш объект по высоте и ширине так, чтоб правильно расположить сам лист – по вертикали или горизонтали. Например, тот же самый графин будет написан на листе по вертикали, а вот просто несколько яблок отлично впишутся в горизонтальном положении листа. Далее, после наброска основных предметов натюрморта, дописывайте второстепенные детали, такие как складки ткани позади предметов, тени, блики света. Добавляйте штрихов там, где будет более темное место. Старайтесь класть штрихи практически вплотную друг к дружке, регулируя цвет только нажатием и углом наклона карандаша. И лучше, чтоб они шли в одном направлении. Пересечение штрихов в хаотичном порядке или крест-накрест создают впечатление «волосатости» рисунка и не принято у художников.
Изображение живых существ.
Когда более или менее освоите статичные объекты, попробуйте перенести на бумагу изображения живых существ. Хорошими примерами станут кошки, собаки, лошади, так как их больше всего видим в повседневной жизни.
Самый доступный и простой способ научится переносить изображение на бумагу, сохраняя правильные пропорции – это писать с фотографии. Можно расчертить фотографию или картинку с понравившимся объектом на клетки, потом так же расчертить лист, и переносить изображение от квадрата к квадрату. Можно воспользоваться калькой. Вообще, это хорошая школа – копирование фотографий и картин.выберите то, что вам нравится по стилю и способу изложения и пытайтесь повторить. Ни в коем случае не расстраивайтесь, если сразу не получается! Да сразу и не должно. Наберитесь терпения, все получится.
Если ваша цель – писать людей, то постарайтесь хорошенько изучить анатомию. Отдельно отрабатывайте различные части человеческого тела и лица. Одними из самых сложным по исполнению органов человека являются глаза и руки. Зарисовывайте их во всевозможных ракурсах и вариантах. Не бойтесь, что пока могут не совпадать пропорции. Мастерство и умение придут позже. Пусть у вас будут кучи листов и альбомов, испещренных всевозможными глазами, носами, ушами и пальцами. Такое детальное изучение сослужит вам хорошую службу в дальнейшем.
Уже все хорошо получается? Начинайте совмещать. Возьмите фотографию стоящего человека и перенесите на бумагу самым простым для вас способом с соблюдением всех пропорций. Потом попробуйте изобразить человека в движении. Когда вы будете довольны результатом, постарайтесь улавливать человеческие движения в живую. Пишите с натуры. Попросите кого-нибудь из родных или близких попозировать вам.
Выбор стиля и способа рисунка.
Теперь вы в достаточной мере овладели навыками рисунка карандашом. Хотели бы вы продолжать только им работу, или для вас это только первый шаг? Перед вами открывается уникальный мир красок и различных техник рисунка. Для начинающих удобно будет попробовать писать гуашью. Потом перейти к акварели. Тут изучите несколько способов работы с этими красками. Так же хорошим материалом для работы будет пастель. Дальше можете попробовать более дорогостоящий и трудоемкий метод работы с масляными красками. А возможно вам понравятся акрил или темпера. Выбор велик и разнообразен. Можно также попытаться смешивать различные стили и техники. Все зависит от вашего вкуса и способностей.
Конечно, было бы идеально, если ы вы записались на какие-либо курсы художественного мастерства. Там вас научать каноническим приемам рисунка и основным правилам живописи. Однако из великих и признанных мастеров очень много тех, кто стал писать сам, не проходя школ и обучений. Все-таки в мире искусства главное – это собственный стиль и манера изложения. Не забывайте об этом, копируя работы других мастеров и пытаясь в совершенстве овладеть чуждой по духу вам техникой. Копирование и проработка нужны вам для наработки приемов и опыта. Изучите по возможности все, но остановитесь на своем. На том, что будет приносить вам удовольствие как в процессе работы, так и в результате. Не стесняйтесь писать так, как вам велит сердце и душа, а не каноны и стили. И возможно, вскоре ваши творения будут украшать стены великих галерей, а ваше имя впишут в историю искусства.