Однако культура в целом и культурные идентичности в частности осознаются в современном обществе не столько как следствие политического и экономического развития, сколько как необходимое условие и важный фактор этого развития, нравственный стержень взаимодействия личности и социума.
Интересно, что современный бизнес и менеджмент как в глобальном контексте, так и внутри стран не могут обойтись без своей корпоративной культуры, своего имиджа и стиля деятельности на рынке. Отсюда можно согласиться с таким обобщающим выводом о том, что «культура и идентичность не после, а до экономики, не после, а до политики. По одной простой причине, что именно культура и идентичность делают людей обществом. В том числе и обществом, способным ставить общие экономические и политические цели, работать для их достижения». Культурная идентичность, принадлежность людей, их социума к определенной культуре — это главное, что дает возможность оставаться обществу, социуму единственным даже в кризисных условиях. Если единство есть, то общество, социум способны выдержать любые экономические и политические испытания.
Исторический опыт показывает, что социальная дифференциация сопровождается также осложнением культуры социума, появлением новых культурных явлений и процессов. В целом это приводит как к поликультурного разнообразия социума, так и в относительной автономизации культуры в нем. Сегодня, когда стремительно возрастает роль культурного фактора в жизни общества, пожалуй, уже неуместно сводить процесс общественной дифференциации только к социальному аспекту. Специфика последнего заключается, как известно, в отражении общественной жизни с точки зрения образцов и способов взаимодействия людей, объединение их в группы и ассоциации. Такой упор на социальном не должен затенять культурный аспект, отражающий общественную жизнь с точки зрения значений, смыслов, ценностей и норм, благодаря которым члены социума взаимодействуют между собой и понимают друг друга.
В 90-х гг. XX в. перед странами Западной Европы встал вопрос сохранения достигнутого развития социо экономической сферы. Интенсификация глобализационных процессов, возрастание роли образования и науки в обеспечении благосостояния человека способствовали осмыслению питательного ресурса культуры, ее широком трактовке. Одного алгоритма интеграции культуры в сфере общественного бытия, который можно применить для развития экономики переходных государств, нет.
Начало XXI в. выявило значительные проблемы функционирования потребительского общества, которое считает национальную культуру рудиментом прошлого. Глобальный мировой кризис указал на опасность такой системы ценностей. Ухудшение показателей экономики, разрушение финансовой системы стран Запада происходит на фоне развития Востока (Азия становится одним из крупнейших торговых центров по объемам мировой торговли). Важное место в этом занимает культурная составляющая, духовный ресурс. Это обстоятельство раскрывает значительное влияние культуры на развитие общества. Культура всегда современна, она организует жизнь нации, является инвестиционным проектом в развитие общества (human development).
Глобализация, которая несет угрозу унификации культурного пространства, имеет и положительный аспект. Согласно утверждению М. Бахтина, самобытность культуры познается прежде всего во взаимодействии с другими мировоззренческими системами. Эту особенность коммуникативного пространства культуры Россия должна использовать для раскрытия собственного культурного кода.
Итак, культура или культурный аспект общественной жизни имеет для людей очень важное значение. Ни одна социальная группа или отдельный член социума не может существовать без культуры. Вот почему «общество» не может быть более широким термином, чем «культура». В то же время эти термины нельзя рассматривать вне связи друг с другом. Социальное и культурное, общество и культура не соотносятся между собой как целое и часть, тотальность и сегмент. Это два взаимосвязанные, взаимодополняемые, неделимые аспекты одной реальности (общественной жизни), а не две разные реальности. Разграничение социального и культурного может быть только аналитическим.