Госдума приняла в I чтении законопроект,
поручающий Роскомнадзору создать единую систему учета рекламы в интернете. Также
ведомство выберет уполномоченных операторов рекламных данных, которые с помощью
специальных программ будут отслеживать факт размещения рекламы в интернете.
Данные из системы будут передаваться налоговым органам.
Законопроект о
системе учета интернет-рекламы
Государственная дума приняла в I чтении
законопроект о создании единой информационной системы учета рекламы в интернете
(ЕИС УРИ). Документ разработан главой комитета Госдумы по экономической
политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергеем Жигаревым и представляет собой
поправки в закон «О рекламе».
Указанная система необходима для борьбы с «серым» рынком: прослеживаемости
рекламы в интернете, автоматизации процессов сбора и обработки информации
о размещенной в Сети рекламе, а также учета и хранения такой информации. Созданием
ЕИС УРИ займется Роскомнадзор. Для обеспечения работы системы Роскомнадзор
сможет привлекать подведомственную ему радиочастотную службу.
ЕИС УРИ обеспечит сбор, хранение, обработку и анализ
информации, доступ к информации, содержащейся в системе, и предоставление такой
информации в электронной форме, взаимодействие с иными информационными
системами, получение и использование достоверной и актуальной информации,
осуществление контроля достоверности, полноты, актуальности и своевременности
размещения информации в системе.
Предполагается, что закон, в случае его принятия, вступит в
силу с 1 июля 2022 г. По мнению комитета Госдумы по экономической политике,
благодаря предлагаемому законопроекту рекламный рынок получит инструмент
взаимодействия рекламных агентств и медиа с государством, а данные, которые
будут храниться в информационной системе учета рекламы, могут быть
использования для повышения эффективности рекламных кампаний. Кроме того,
создание ЕИС УРИ существенно ограничит возможности нелегитимных схем, связанных
с уходом от налогов, и будет способствовать прекращению хозяйственной
деятельности недобросовестных участников рекламного рынка.
Какую информацию и
кто должен будет передавать в новую систему
В ЕИС УРИ подлежит включению информация о размещенной в
интернете рекламе, в том числе сведения о рекламодателях и рекламораспространителях,
операторах рекламных систем, а также о рекламных посредниках. Таковыми называются
лица, осуществляющие деятельность, связанную с производством рекламы для ее
размещения в интернете и предоставление рекламы для размещения в интернете
рекламораспространителям, операторам рекламных систем в качестве рекламодателя
или в интересах рекламодателя.
Состав указанной информации определит Правительство.
Информация в ЕИС УРИ должна будет храниться не менее пяти лет.
Информация, содержащаяся в ЕИС УРИ, подлежит защите в
соответствие с законодательством о коммерческой тайне. Рекламораспространители,
операторы рекламных систем, рекламные посредники, размещающие в интернете
рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на
территории России, и соответствующие критериям, которые определит
Правительство, обязаны размещать информацию в ЕИС УРИ. Такая обязанность не
распространяется на операторов социальной рекламы.
Кто такие операторы
рекламных данных
Упомянутые лица вправе размещать информацию в ЕИС УРИ
самостоятельно или через операторов рекламных данных — владельцев программ для
ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете,
уполномоченных Роскомнадзором для учета рекламы в интернете и представления
информацию в ЕИС УРИ. Роскомнадзор установит требования к системам учета рекламы
операторов рекламных данных — программ для ЭВМ, используемых операторами
рекламных данных.
Ритейл
Для отбора оператора рекламных данных Роскомнадзор создаст
комиссию и будет вести специальных реестр. Порядок создания данной комиссии и
условия отбора операторов установит Правительство. Также Правительство
определит порядок взаимодействия Роскомнадзора с операторами и иными лицами,
связанными с ЕИС УРИ.
Операторы рекламных данных и иные лица, предоставляющие
информацию в ЕИС УРИ, будут нести ответственность за ее полноту, достоверность,
актуальность и своевременность ее размещения. Роскомнадзор будет проводит
сверку информации, размещенной в ЕИС УРИ. По вопросам отнесения информации в интернете
к рекламе Роскомнадзор будет взаимодействовать с Федеральной антимонопольной
службой.
Передача данных в
налоговую службу
Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных
систем, рекламные посредники, операторы рекламных данных, операторы социальной
рекламы вправе получить доступ к информации, размещенной в ЕИС УРИ и
непосредственно касающейся их прав и обязанностей. Роскомнадзор также будет
предоставлять доступ к информации из ЕИС УРИ Федеральной налоговой службе и
иным лицам в порядке, предусмотренном Правительством.
Почему государство
обратило внимание на интернет-рекламу
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России
(АКАР), объем российского рынка интернет-рекламы в 2020 г. составил 253 млрд
руб. Это 53% от общего объема рынка рекламы в медиа. Аналитик «Финам» Леонид Делицын отмечает, что в таких
условиях выглядит логичным внимание государства к данной сфере и желание
повысить собираемость соответствующих налогов.
Кроме того, отмечает Делицин, в интернет-рекламе существует
проблема искусственных накруток. Недавно американская компания DoubleVerify,
специализирующая на борьбе с такого рода накрутками, провела первичное
размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже. По ее оценкам, объем
«накрученной» интернет-рекламы составляет 40%. В России данный показатель
должен быть еще больше, полагает Делицын.