Проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) опубликованы для широкого общественного обсуждения. Это важнейший документ, который будет определять содержание всего школьного образования в России. Под него будет «заточен» любой учебник, любой урок, все задания ЕГЭ.
— Главное обновление — конкретизация требований к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарт давал только общие установки, задавал рамку. А что именно изучается, в каком классе, — на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа, — пояснили «РГ» в министерстве просвещения. — Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы в соседней школе.
С утверждением новых образовательных стандартов такая практика уйдет в прошлое. Везде будет единая фундаментальная база: и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик. При этом связь между предметами будет прослеживаться более четко. К примеру, между историей и литературой. Математикой и физикой, физикой и технологией.
Что еще важного закрепляют новые стандарты? В них учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное — чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
— Отметим, что обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся, — пояснили в министерстве просвещения. — Также уточнение требования к структуре основной образовательной программы позволят снизить «бюрократическую» нагрузку на учителей.
Напомним, первый проект обновленных стандартов был представлен на широкое общественное обсуждение еще год назад. И сразу вызвал бурные споры среди учителей, экспертов, родителей… В итоге совет по ФГОС при Минобрнауки (сейчас — министерство просвещения) решил одобрить проект стандартов по начальной школе. А ФГОС основного общего образования — отправить на доработку.
Над новым проектом работали специалисты ведущих педагогических вузов страны — Российского государственного педагогического университета (РГПУ им. А.И.Герцена), Московского педагогического государственного университета (МПГУ им. В.И.Ленина), Московского городского педагогического университета (МГПУ). Документ размещен на сайте www.preobra.ru. Свое мнение там может оставить любой: к обсуждению приглашаются учителя, родители, преподаватели вузов… Для этого нужно лишь зарегистрироваться.
— Учитывая значимость ФГОС, Министерство просвещения считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, — подчеркнули в ведомстве. — Ресурс предоставляет возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам, а также вносить предложения.
Что особенно важно, новый стандарт позволит любому родителю и ученику посмотреть, каким должно быть содержание учебного предмета, и соотнести его с практикой в конкретной школе, с заданиями учебников, с ЕГЭ. Общественное обсуждение завершится 29 апреля.
Конкретные примеры из ФГОС основного общего образования
Математика
Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «Математика» должны отражать сформированность умений:
— оперировать понятиями: доли, части, дробные числа;
— распознавать простейшие фигуры: отрезок, прямая, луч, ломаная, угол.
История
Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «История» должны отражать сформированность умений:
− определять длительность исторических процессов, последовательность событий, явлений, процессов истории Древнего мира, соотносить изученные исторические события, явления, процессы с историческими периодами, синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов, определять современников исторических событий (явлений, процессов).
Биология
Предметные результаты освоения первого года изучения предмета «Биология» должны отражать сформированность умений:
— характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать живое и неживое, выявлять единство живой и неживой природы;
— иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
— проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану.
Ксения Колесникова, “Российская газета”