Вы, наверное, наслышаны о стоиках, однако большая часть ваших познаний не имеет ничего общего с истиной. И нет, это не унылые зануды. Древние стоики были в числе первых, кто предложил, как можно улучшить жизнь.
В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Стоики очень интересовались психологией человека и были вовсе не чужды к использованию психологических приемов для преодоления определенных аспектов человеческой психологии – вроде негативных эмоций».
Это прекрасно, но как понятия старого мира соотносятся с понятиями нового? Соглашается ли современная наука с античными мыслителями? В чем же похожи между собой определения хорошей жизни, данные сегодняшними учеными и величайшими умами древности?
1. Что худшее может произойти?
Вы уже задавались этим вопросом? Что ж, тогда вы тоже стоик. Дело в том, что «негативная визуализация» является важнейшим инструментом стоицизма.
По иронии, реальные размышления о том, насколько все может быть плохо, часто заставляют нас понять, что все не так уж и плохо.
Стоики называют это «преднамеренностью» – умиротворение разума во многом достигается с помощью тщательных, детальных и сознательных размышлений относительно того, насколько плохо все могло бы быть. В большинстве случаев вы поймете, что ваша тревожность и страхи преувеличены.
На самом деле, стоицизм идет еще дальше, предлагая представить, как вы теряете то, что для вас важнее всего в этом мире: семью, друзей и прочее.
Да, мысли приятными не назовешь, но не заставляют ли они начать ценить все это еще больше? Всего несколько секунд размышлений о наихудшем способны существенно усилить ваше чувство признательности.
В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Возьмите за правило в свободную минуту представлять себе потерю чего-то ценного. Это может заставить вас осознать, пускай и ненадолго, насколько вы счастливы и за что должны быть благодарны, несмотря на текущие обстоятельства…»
Научно доказано, что именно благодарность лежит в основе единственной и действительно эффективной техники повышения уровня счастья. И хотя сознательные размышления о возможной утрате кажутся странными, но факт остается фактом – они приводят к появлению сильных мотивирующих эмоций.
Признательность – это отказ принимать вещи как должное. В итоге вы остаетесь счастливыми даже после того, как вещи перестают восприниматься вами как новые. С помощью признательности вы поддерживаете существование своей любви.
2. Как будто
Стоики высоко ценили спокойствие, а гнев рассматривали как время, потраченное впустую. Но что делать, если ваша кровь закипает в жилах? Просто улыбнитесь и говорите спокойно. Сенека утверждал, что если сохранять спокойствие в поступках, то человек и сам становится спокойнее.
В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «В момент гнева Сенека советует постараться «переключить все показатели злости». Мы должны заставить себя расслабить лицо, смягчить голос и сбавить темп ходьбы. Сделав это, наше внутренне состояние быстро наладит внешнее, а гнев, по словам Сенеки, рассеется».
Но срабатывает ли такая подделка спокойствия на практике? Да, и этому есть научные доказательства: исследователи просто попросили людей больше улыбаться, и те действительно почувствовали себя более счастливыми.
Как проверялась эффективность использования принципа «как будто»? В эксперименте участвовали более 26 тысяч человек. Все они были случайным образом распределены по группам и получили самые разные задания, выполнение которых должно было сделать их счастливее. Но в конечном итоге действительно счастливыми оказались те, кто практиковался в изменении выражения своего лица.
3. Сделайте привычное приятным
Зачастую нам хочется всего и сразу. Но стоики сознательно выходили на улицу в непогоду без верхней одежды. Или отказывались есть, чтобы ощутить голод. Зачем? Отказ от чего-либо заставляет человека ценить вещи, принимаемые им как должное.
Древний совет, скажете вы? Да, звучит как фраза с уст моего дедушки. Но ученые абсолютно с этим согласны.
Профессор Гарварда Майкл Нортон говорит, что умеренное самоограничение служит отличным генератором счастья: «…если вы любите пить один и тот же кофе ежедневно, пропустите несколько дней. И как только вы снова выпьете любимый напиток, он окажется намного вкуснее всего, что вы пили раньше. Суть не в том, чтобы отказаться от чего-либо навсегда, а в том, чтобы сделать это на небольшой промежуток времени. Обещаю, ваш кофе понравится вам еще больше, чем раньше».
О пользе и преимуществах превращения привычных вещей в «приятные» говорят не только древние философы, но и ученые.
Мой дедушка был прав, без привычных вещей вы становитесь сильнее. Это укрепляет вашу силу воли.
В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Стоик открывает для себя тот факт, что сила воли во многом напоминает силу мышц: тренируя волю, мы делаем ее сильнее. Действительно, продолжительная практика самоотрицания помогает стоикам превращаться в людей, отличающихся храбростью и самообладанием».
И здесь наука тоже согласна. Автор книги «Сила воли» Рой Баумайстер говорит, что проявление организованности укрепляет дисциплину: «Люди веками твердят, что воспитать характер можно с помощью принуждения себя делать вещи, которые вы делать не хотите. Самодисциплина делает вас сильнее. По всей видимости, так оно и есть».
А что способствует успеху больше, чем уровень интеллекта? Самоконтроль. Откажитесь сегодня от латте или не ешьте любимое печенье. Завтра это принесет вам больше удовольствия, тем самым укрепляя вашу силу воли.
4. Ошибаться – это нормально
Считаете стоицизм жестким? Не хотите думать о плохих вещах и отказываться от мороженого? Стоики предусмотрели и это. Что сказал Эпиктет своим ученикам после того, как поведал им эти лайфхаки? Он рассказал им, что нужно делать, если они допустили ошибку (а ошибаемся все мы).
Простите себя.
В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Стоики понимали, что на пути стоицизма их ждут неудачи. Рассказав ученикам, что им нужно делать, чтобы стать стоиками, Эпиктет рассказал им и о том, что нужно делать, если они не последовали его советам. Философ предложил им попытаться снова. Аналогичным образом и Маркус говорил, что если наше поведение перестает отвечать принципам стоицизма, не нужно впадать в уныние и определенно точно не нужно прекращать практиковать стоицизм. Напротив, мы должны броситься в атаку и осознать, что если мы сможем всегда поступать правильно, то у нас все будет хорошо».
А что велит делать наука, если мы теряем самообладание или начинаем тянуть время? Простить себя и продолжать жить дальше.
Каждое нового исследование доказывает, что самокритика неизменно ассоциируется с потерей мотивации и ослаблением самоконтроля. А еще это серьезный предвестник депрессии, истощающей как силу воли, так и желания человека. И, наоборот, сострадание к себе (хорошее отношение к себе в стрессовой ситуации или в случае неудачи) отождествляется с повышением мотивации и контроля над собой.
Неудачи – это нормально, и со временем вы всему научитесь.
Вам отведено всего 30 тысяч дней жизни. Серьезно. Вот, что советуют философы-стоики и современные ученые, чтобы сделать жизнь лучше:
- Подумайте, что худшее может с вами произойти?
- Следуйте принципу «как будто»
- Превратите привычное в приятное
- Помните: ошибаться – это нормально
Автор: Эрик Баркер